Историявозникновения и строительства железных дорог
в Донбассе имеет более чем вековую давность и тесно связана с историей развития
промышленности России в Донецком регионе.
Зарождалась она еще в эпоху феодально –
крепостнического строя в России, в конце 50 – 60 годов 19 столетия и в
значительной степени зависела от той политики, которую проводило тогда русское
правительство. Самым распространенным видом транспорта в те времена был гужевой
транспорт, на лошадях и волах по грунтовым дорогам , которые весной и осенью, в
распутицу становились непроходимыми.
А у портов Черного и
Азовского морей все чаще стали появляться корабли многих стран
средиземноморского бассейна и других государств с торговыми грузами. И Россия,
располагавшая главным экспортным грузом – зерном, была очень заинтересована в
развитии внешней торговли.
В этоже время были открыты и изведаны русскими
инженерамиГрушевские месторождения высококачественного
угля и несметные богатства Донбасса и Криворожья.
Стало вполне очевидным, что
строительство железных дорог становится первоочередной стратегической задачей
для государства Российского.
Первой железной дорогой в
Донбассе стала Грушевско – Донецкая дорога протяжением в 70 километров,
построенная в 1861 году на деньги войска донского. Главным подрядчиком
строительства был Самуил Яковлевич Поляков. Эта линия соединила разработки
Грушевских рудников со станцией Аксай на Дону, и дала выход грушевским
антрацитам на Дон и далее – в Азовское море.
Основное же строительство в
Донбассе и прилегающих к нему районах началось несколько позднее, а именно с 60
годов 19 столетия.
В 1865 году группа
предпринимателей обратилась к русскому правительству с ходатайством о даровании
им концессии на сооружение Азовской железной дороги от Курска до Таганрога
через Харьков и Донбасс. Были проведены изыскательные работы, и1 марта 1868 года коммерции советник Самуил
Поляков получил от правительства разрешение на создание акционерного общества
для строительства Курско – Харьковско – Азовской железной дороги, продолжение
уже построенной магистрали Москва – Курск.
Крупная по тем масштабам
дорога была построена в рекордно короткий срок – 20 месяцев. Началось
строительство 5 мая 1868 года одновременно по всейлинии, в декабре 1869 года пошли поезда от
Курска до Харькова, а 23 декабря 1869года (5 января 1870г. по новому
стилю)состоялось открытие движения на
участке Харьков – Славянск – Таганрог. Эта дата и является днем рождения
Донецкой магистрали.
С ростом добычи каменного
угля назрела необходимость строительства второй Донецкой магистрали –
Константиновка – Еленовка, получившей название Константиновская железная
дорога. Эта линия сооружалась одновременно с постройкой Юзовского
металлургического заводаНовороссийским
акционерным обществом во главе с Юзом. Построенная в 1872 году протяженностью в
90 км., она связала весь комплекс предприятий Юза.
Большую роль для развития
металлургической и угольной промышленности Донбасса сыграла так называемая
Донецкая каменноугольная дорога, решение о строительстве которой было принято
Министерством путей сообщения 22 апреля 1875 года.
Обладателем концессии на
строительство дороги стал богатый русский промышленник Савва Мамонтов, организовавший
акционерное общество «Донецкая дорога». 1 декабря 1878 года состоялось открытие
Донецкой каменноугольной дороги.
В 1879 году вошла в строй
вторая часть Донецкой каменноугольной, ветви Попасная – Лисичанск, Хацапетовка
(Углегорск) – Криничная – Ясиноватая и общая протяженность ее составила 479
верст.
В октябре 1880 года к
Донецкой каменноугольной была присоединена Константиновская дорога, а в 1882
году в эксплуатацию был принят Мариупольский участок и донецкий уголь получил
еще один выход к Азовскому морю через Мариупольский порт.
К 1 января 1893 года общая
протяженность Донецкой каменноугольной дороги уже составляла 821 версту, дорога
была однопутная, перевозились по ней в основном торговые грузы, пассажирское
движение развито было очень слабо.
В 1884 году стала в строй
еще одна железная дорога. Она получила название Криворожской, но позднее ее
переименовали в Екатерининскую.
Итак к концу 19 века в
Донбассе было построено три железные дороги: две частные – Донецкая
каменноугольная и Курско – Харьковско – Азовская и одна казенная –
Екатериниская. Но частные дороги тормозили развитие промышленности и
государство в 1891 году выкупило Курско – Харьковско – Севастопольскую дорогу,
а в июле 1893 года в ведение государства перешла и Донецкая каменноугольная
дорога.
С 1893 года началось
интенсивное строительство подъездных путей и к 1901 году Донбасс имел уже 111
подъездных путей, доставляя уголь, кокс, металл, руду, стекло, соль и другую
продукцию многочисленных предприятий.
К 1914 году общая протяженность
железнодорожных линий Донбасса составила 2500 верст.