Вторник, 25.07.2017, 23:34
Сайт Радиолюбителей Донецкой Магистрали
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Историческое [1]
Антены [1]
Polls
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33
 Каталог статей
Главная » Статьи » Историческое

История профсоюза.

                                                История профсоюза.

 

 Историческая справка.

 

История  возникновения и строительства железных дорог в Донбассе имеет более чем вековую давность и тесно связана с историей развития промышленности России в Донецком регионе.

Зарождалась она еще в эпоху феодально – крепостнического строя в России, в конце 50 – 60 годов 19 столетия и в значительной степени зависела от той политики, которую проводило тогда русское правительство. Самым распространенным видом транспорта в те времена был гужевой транспорт, на лошадях и волах по грунтовым дорогам , которые весной и осенью, в распутицу становились непроходимыми.

А у портов Черного и Азовского морей все чаще стали появляться корабли многих стран средиземноморского бассейна и других государств с торговыми грузами. И Россия, располагавшая главным экспортным грузом – зерном, была очень заинтересована в развитии внешней торговли.

В это  же время были открыты и изведаны русскими инженерами  Грушевские месторождения высококачественного угля и несметные богатства Донбасса и Криворожья.

Стало вполне очевидным, что строительство железных дорог становится первоочередной стратегической задачей для государства Российского.

Первой железной дорогой в Донбассе стала Грушевско – Донецкая дорога протяжением в 70 километров, построенная в 1861 году на деньги войска донского. Главным подрядчиком строительства был Самуил Яковлевич Поляков. Эта линия соединила разработки Грушевских рудников со станцией Аксай на Дону, и дала выход грушевским антрацитам на Дон и далее – в Азовское море.

Основное же строительство в Донбассе и прилегающих к нему районах началось несколько позднее, а именно с 60 годов 19 столетия.

В 1865 году группа предпринимателей обратилась к русскому правительству с ходатайством о даровании им концессии на сооружение Азовской железной дороги от Курска до Таганрога через Харьков и Донбасс. Были проведены изыскательные работы, и  1 марта 1868 года коммерции советник Самуил Поляков получил от правительства разрешение на создание акционерного общества для строительства Курско – Харьковско – Азовской железной дороги, продолжение уже построенной магистрали Москва – Курск.

Крупная по тем масштабам дорога была построена в рекордно короткий срок – 20 месяцев. Началось строительство 5 мая 1868 года одновременно по всей  линии, в декабре 1869 года пошли поезда от Курска до Харькова, а 23 декабря 1869года (5 января 1870г. по новому стилю)  состоялось открытие движения на участке Харьков – Славянск – Таганрог. Эта дата и является днем рождения Донецкой магистрали.

С ростом добычи каменного угля назрела необходимость строительства второй Донецкой магистрали – Константиновка – Еленовка, получившей название Константиновская железная дорога. Эта линия сооружалась одновременно с постройкой Юзовского металлургического завода  Новороссийским акционерным обществом во главе с Юзом. Построенная в 1872 году протяженностью в 90 км., она связала весь комплекс предприятий Юза.

Большую роль для развития металлургической и угольной промышленности Донбасса сыграла так называемая Донецкая каменноугольная дорога, решение о строительстве которой было принято Министерством путей сообщения 22 апреля 1875 года.

Обладателем концессии на строительство дороги стал богатый русский промышленник Савва Мамонтов, организовавший акционерное общество «Донецкая дорога». 1 декабря 1878 года состоялось открытие Донецкой каменноугольной дороги.

В 1879 году вошла в строй вторая часть Донецкой каменноугольной, ветви Попасная – Лисичанск, Хацапетовка (Углегорск) – Криничная – Ясиноватая и общая протяженность ее составила 479 верст.

В октябре 1880 года к Донецкой каменноугольной была присоединена Константиновская дорога, а в 1882 году в эксплуатацию был принят Мариупольский участок и донецкий уголь получил еще один выход к Азовскому морю через Мариупольский порт.

К 1 января 1893 года общая протяженность Донецкой каменноугольной дороги уже составляла 821 версту, дорога была однопутная, перевозились по ней в основном торговые грузы, пассажирское движение развито было очень слабо.

В 1884 году стала в строй еще одна железная дорога. Она получила название Криворожской, но позднее ее переименовали в Екатерининскую.

Итак к концу 19 века в Донбассе было построено три железные дороги: две частные – Донецкая каменноугольная и Курско – Харьковско – Азовская и одна казенная – Екатериниская. Но частные дороги тормозили развитие промышленности и государство в 1891 году выкупило Курско – Харьковско – Севастопольскую дорогу, а в июле 1893 года в ведение государства перешла и Донецкая каменноугольная дорога.

С 1893 года началось интенсивное строительство подъездных путей и к 1901 году Донбасс имел уже 111 подъездных путей, доставляя уголь, кокс, металл, руду, стекло, соль и другую продукцию многочисленных предприятий.

К 1914 году общая протяженность железнодорожных линий Донбасса составила 2500 верст.


Категория: Историческое | Добавил: UT1IZZ (15.09.2009)
Просмотров: 1129 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
qbCode © 2017
Поиск
Полезные ссылки
  • ЛРУ
  • CQHAM
  • QRZ
  • JCAR
  • Сайт ДЖД
  • HamRadio
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0